Наши статьи

itm_1-2_13_cover1

Социальные сети для бизнеса, или не маркетингом единым

Понравилась статья? Нажмите кнопку "Нравится" и расскажите друзьям:

Анна Боднарчук, директор супермаркета лицензионного программного обеспечения «Софткей-Украина»

Если бизнес задумывается о социальных сетях, то почему-то в подавляющем большинстве случаев речь идет об их использовании в качестве маркетингового инструмента. Сразу вспоминают охват аудитории, лайки, фанов, вовлечение, ROI и прочие KPI, а ведь на самом деле социальные сети можно использовать не только для маркетинга (вне компании), но и внутри компании
Вот чем может быть полезна «карманная соцсеть» (берем только очевидные и крупные преимущества, есть еще множество мелочей, которые сложно перечислить):

  • Построение единой системы коммуникации внутри компании (особенно полезно при наличии удаленных сотрудников).
  • Создание единой базы данных, хранилища корпоративного опыта и знаний.
  • Контроль сотрудников, настроения и дисциплины в коллективе.
  • Управление работой команд, проведение онлайн-митингов, обсуждений и т. д.
  • Создание позитивной рабочей атмосферы открытости и конструктивности (в том числе при помощи налета «фана», присущего соцсетям).
  • Нематериальная мотивация сотрудников (чего стоит только «лайк» от босса, который увидят все сотрудники).

Как видно, идея использования соцсетей внутри компании имеет под собой основания, что же происходит сегодня в этом направлении?

В мире больших компаний

Внутри компаний, прежде всего больших, уже давно существуют разные информационные системы, как коробочные разработки, так и уникальные, которые в последнее время активно социализируются. Первопроходцами, конечно, стали компании мирового масштаба, которым важно поддерживать эффективную коммуникацию своих сотрудников в разных уголках мира (например, Microsoft Corporation, Google, IBM, Apple, Cisco Systems и многие другие).
По сути, их информационные системы являются социальными сетями закрытого типа, только для сотрудников компании, хотя называют их по-разному. У сотрудников есть профили, коммуникационные инструменты, собственные блоги, базы знаний, корпоративные журналы и т. д. И есть только одно «НО», которое не позволяет среднему и мелкому бизнесу использовать те же самые решения – их стоимость (львиную долю которой, кстати, составляет плата за функции не связанные с социальностью).

Что делать маленьким?

Есть ли альтернативные решения для малого и среднего бизнеса, которые приемлемы по цене? А если бы еще не требовалось внедрение, дорогостоящая техподдержка и прочие атрибуты корпоративных информационных сетей?
Такие решения есть, более того, их много. Можно выделить 2 основных подхода: использование функционала наиболее распространенных социальных сетей (в основном это Vkontakte и Facebook), либо использование специализированных сервисов. В первом случае это бесплатно, но не очень удобно, во втором за деньги (существуют тестовые периоды, либо ограниченная функциональность без ограничения по времени), но намного более удобно.

Корпоративное общение в Facebookили Vkontakte

По сути, все сводится к закрытой группе, вступить в которую могут только сотрудники компании. Дальше все просто – в зависимости от конкретной соцсети, можно писать на стене группы, комментировать, смотреть профили пользователей, загружать различный контент и т. д. Словом, основные преимущества социальности вы получите, но далеко не все.
Недостатки такого решения:

  • Необходимость жесткой модерации постоянного контроля выпол нения всеми участниками правил общения, иначе группа превратится в свалку.
  • Отсутствие многих полезных и специальных функций (тегирование постов, создание единой базы знаний и до кументов, разделение на подгруппы, возможная связка с CRM, контроль активности пользователей и т. д.)
  • Лишнее беспокойство для руковоальность информации, невозможность закрыть сотрудникам доступ в соцсети и т. д.).
  • Подходит для маленьких и очень маленьких компаний, которые хотят потестировать, нужно ли им это.

Корпоративное общение в специализированных сетях

Здесь все намного серьезнее, при желании можно иметь свою собственную социальную сеть за небольшие деньги (в качестве примера можно привести Yammer, Basecamp, «Битрикс24» и т. д.). Преимуществ тут хоть отбавляй:

  • Разграничение прав управления (например, по конкретным разделам).
  • Создание подгрупп пользователей (например, по отделам или проектам).
  • Возможность постановки задач и создания базы данных.
  • Возможность интеграции со сторонними сервисами (например, CRM), либо наличие этих сервисов
  • Контроль активности, возможность ведения блогов и дискуссионных форумов, работа с календарем, построение отчетов и т. д.
  • Высокая гибкость, возможность использования для самых различных коммуникационных нужд.

Всего и не перечислишь, да мы и не задавались такой целью. Конечно, есть и недостатки, и в первую очередь (можем сказать на собственном опыте) – это «барьер новизны», который приходится преодолеть при внедрении в компании любой новинки. Люди не любят нового, им тяжело свыкнуться с мыслью, что вот, вчера мы собирались в переговорке на обсуждение, а сегодня оно же ведется онлайн. Непривычно, ново, перестраиваться не хочется (или хочется не всем). Кстати, высота «барьера новизны» зависит и от самой компании, отрасли бизнеса, традиций. Например, в ИТ-компании, скорее всего, будет проще начать жить по-новому, а вот в более «старомодных» (там, где люди менее знакомы всем необязательно использовать корпоративную соцсеть в рамках всей компании (не офисный персонал может и не оценить новшество), возможно, вам достаточно вовлечь несколько конкретных отделов.
В заключение осталось лишь сказать, что с уществует еще один подход к созданию корпоративной соцсети – сделать ее самостоятельно. Сегодня с уществует уже ряд сервисов, которые на своей базе позволяют создать социальную сеть (например, Ning) без серьезных навыков программирования. Это решение, возможно, более гибкое, но и времени на него придется потратить намного больше. Что выбрать – это уже выбор каждой конкретный компании, но в том, что рано или поздно мы все придем к решению (или даже необходимости) использовать преимущества Интернета в корпоративной коммуникации, сомневаться не приходится.