Наши статьи

Capture

ПО для создания корпоративного электронного университета

Понравилась статья? Нажмите кнопку "Нравится" и расскажите друзьям:

Анна Боднарчук, директор супермаркета лицензионного программного обеспечения «Софткей-Украина»

Создание электронного корпоративного университета – дело весьма затратное. При этом возможности сэкономить с минимальной потерей качества или без нее существуют как минимум в двух областях:

  • Снижения транспортных и командировочных расходов за счет дистанционного обучения.
  • Автоматизация работы системы – уменьшение объемов ручного труда.

И то и другое можно реализовать при помощи программного обеспечения, которое должно решать следующие задачи (разобьем процесс обучения на несколько ключевых моментов):

  • Обеспечение коммуникации студент преподаватель.
  • Хранилище информации (как учебных материалов для студентов, так и результатов срезов знаний, учебных планов и т. д. для преподавателей).
  • Контроль знаний.

Базовый уровень

На базовом уровне реализовать это все можно без специализированного программного обеспечения. Общаться со студентами будем через видеоконференции Skype или Google+, хранить информацию при помощи Microsoft Office (Word, Excel) либо его бесплатных аналогов, а контролировать знания можно при помощи того же Skype или электронной почты (но риск того, что студенты будут списывать, никто не отменял). Наверняка многие менеджеры по персоналу используют для дистанционного обучения такой или похожий набор инструментов, но его условная бесплатность (Microsoft Office все равно придется купить или постоянно мучиться с несовпадением форматов и прочими сбоями) создает кучу других проблем и неудобств. Еще один минус – отсутствие гибких настроек. В результате тратится много времени и нервов.
Попробуем посмотреть в таком случае в сторону специализированных программных решений для дистанционного обучения (LMS – Learning Management System), которые можно условно поделить на две части: «поставил и пользуйся» и «нужно внедрять». Приведем по парочке примеров в каждой категории с указанием особенностей (примеры отобраны случайным образом, большое количество аналогов при желании можно найти легко и просто).

Поставил и пользуйся EDU manager

Особенностью системы (и ее большим плюсом) является отсутствие необходимости использовать удаленный сервер (для коммуникации в основном используется электронная почта). Это дает возможность использовать для обучения не только небольшие текстовые курсы, но и объемные, содержащие видео, аудио и другие тяжелые приложения системы обучения. В результате система предъявляет минимальные требования к базовому программному обеспечению, а это дает возможность настроить систему в кратчайшие сроки – практически за один день.
Изначально такая система создана не как отдельный проект, а как часть комплекса услуг по электронному обучению. На деле это означает, что наполнить базу обучающих курсов можно не только при помощи своих или привлеченных специалистов, но и приобретая базовые курсы от разработчиков системы.

Competentum. Магистр

Эта система e-learning (электронного обучения) интересна своим подходом к распределению прав между типами пользователей: студент, преподаватель, представитель администрации, администратор системы, куратор. Такой подход позволяет практически всем заинтересованным лицам наблюдать и контролировать процесс обучения. Остановимся на этом подробнее:

  • Преподаватели могут использовать электронные образовательные ресурсы при подготовке и проведении занятий (в т. ч. с помощью интерактивных досок), просматривать и создавать материалы, общаться с коллегами, выполнять автоматизированную проверку заданий, заниматься планированием.
  • Студенты имеют доступ к учебным материалам из любой точки мира при помощи Интернета, могут работать с компьютерными моделями, просматривать список преподавателей и студентов в Сети, пользоваться календарем, общаться с преподавателем.
  • Администрация и кураторы оперативно получают информацию об учебном процессе, управляют расписанием занятий и мероприятий, общаются с коллегами.

Еще одна интересная особенность системы – поддержка коллективной работы студентов над заданиями.

Нужно внедрять WebTutor

Это комплексное решение для управления персоналом, один модуль которого отвечает непосредственно за дистанционное обучение.
Его назначение аналогично вышеописанным – планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей с помощью электронных учебных курсов.
Основные функции:

  • Работа с базой данных электронных курсов (импорт, изменение параметров, управление каталогом, правами доступа к ним). Создание курсов – в состав модуля входит базовый редактор.
  • Формирование модульных учебных программ («путей обучения») на основе отдельных электронных учебных курсов и их модулей.
  • Управление процессом обучения – назначение курсов (индивидуальное и групповое, автоматическое по описанным в системе правилам, по итогам тестирования или других форм оценки), завершение курсов, контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические отчеты). Сбор потребностей в обучении – настраиваемый механизм заявок.
  • Анализ результатов обучения – построение выборок и отчетов (более 10 встроенных отчетов), расширение перечня отчетов с помощью встроенного редактора, сбор и анализ анкет обратной связи.
  • Интерфейс преподавателя и эксперта на учебном портале для управления процессом обучения, выставления оценок.
  • Интерфейс обучаемого (студента) для изучения электронных курсов и общения.
  • Информационный обмен между студентами, преподавателями, экспертами (форумы, чат, блоги и т. п.).
    Есть также несколько довольно интересных особенностей:
  • Групповая работа.
  • Автоматическое завершение просроченных курсов.
  • Смешанное обучение – построение комбинированных (очных и дистанционных) учебных программ.

Система поддерживает международные стандарты SCORM
1.2, SCORM 2004, AICC, IMS QTI.

SharePoint LMS

Эта система основана на использовании Microsoft Office SharePoint Server 2007/2010, соответстувет международным стандартам SCORM 2004/1.2.
Основные функции и особенности:

  • Система имеет интуитивно понятный интерфейс – средства разработки, публикации курсов и других материалов, доступны даже начинающему пользователю.
  • Присутствует возможность разработки дополнительных функциональных модулей SharePoint.
  • Высокая степень расширяемости без ущерба функциональности.
  • Использование технологии NTLM аутентификации – максимальный уровень защиты информации.
  • Полнофункциональные программные средства разработки курсов.
  • Многофункциональный модуль для разработки тестов и экзаменов с возможностью создания сертификатов.
  • Обмен файлами с возможностью проверки на плагиат.
  • Задания с возможностью контроля текущего статуса.
  • Дневник для получения отчетов и состояния прохождения курса.

В завершение

Отдельно стоит упомянуть, что модули дистанционного обучения, подобные модулю WebTutor, существуют в набирающих популярность корпоративных порталах, яркий пример которых – «1С-Битрикс: Корпоративный портал». С развитием Интернета они наверняка потеснят «настольные системы» дистанционного обучения, часть которых начнет работать по системе SAAS (Soft As A Service – программы в аренду). В целом же внедрение LMS может дать свой эффект только при изменении в системе мотивации персонала, это нужно обязательно учитывать…