Наши статьи

UP_3(234)_UP_12(195).qxd

Особенности системы мотивации персонала в ИТ

Понравилась статья? Нажмите кнопку "Нравится" и расскажите друзьям:

У специалистов по персоналу такая работа, что часто им приходится проверять навыки и умения различных людей. А «кто охранит охранителей»? Как оценить уровень самого менеджера по персоналу? Лично я в качестве лакмусовой бумаги использую следующий критерий – умение построить эффективную систему мотивации персонала. Когда набор инструментов ограничен и всем известен (материальная и нематериальная составляющие), высшим пилотажем для специалиста по персоналу является способность учесть особенности конкретной компании и отрасли бизнеса, например, в нашем случае – это ИТ-бизнес, а конкретнее продажа лицензионного программного обеспечения онлайн.

Держим в уме: перед тем как говорить об особенностях мотивации в ИТ-сфере, надо осознавать, что понятие «ИТ-бизнес» достаточно расплывчатое. Например, программисты 1С в торговой компании – это ИТ-специалисты, или нет? Поэтому специфика ИТ (и любой другой отрасли) намного ближе к вам, чем вы думаете.

Основные отличия ИТ-шников от «прочих смертных»:

  1. Для «прочих смертных» они выглядят инопланетянами, говорящими на языке планеты Мумба-Юмба. Отсюда возникает кастовость и определенная обособленность от остального коллектива.
  2. Потенциальная ненормированность графика – как показывает опыт, ИТ-шники чаще других задерживаются на работе, могут приходить по выходным. Лично знаю случаи в некоторых компаниях, когда люди ночуют на рабочих местах.
  3. Динамичность среды, быстрая смена технологий и их бурное развитие.
  4. Работа, которая со стороны выглядит как скучная и рутинная, на самом деле имеет множество творческих элементов.
  5. Нехватка ИТ-кадров на рынке, кадровый голод.

Как эти особенности влияют на построение системы мотивации?

Материальная составляющая:

Раз на рынке кадровый голод и привлечь квалифицированного специалиста – задача не из легких (впрочем, хорошие специалисты в любой сфере на вес золота), значит необходимо, чтобы уровень вознаграждения был конкурентным. Это не означает, что надо предлагать золотые горы – в реальности все обернется несовпадением ожиданий и прочими проблемами. Но и предложив вознаграждение ниже среднего по рынку, вы будете искать специалиста очень долго. Премиальная же часть вознаграждения должна основываться на принципах проектного менеджмента, независимо от отрасли бизнеса.

Материальная составляющая для ИТ-специалистов безусловно важна, но и нематериальная играет весомую роль, намного большую чем во многих других отраслях.

Нематериальная составляющая:

Из пяти основных отличий выше первые четыре можно и нужно использовать для стимулирования ИТ-специалистов.

Кастовость, «закрытость тусовки» — предоставьте ИТ-шникам отдельное рабочее помещение, которое они могли бы использовать по своему усмотрению: менять планировку, добавлять свой ИТ-шный уют. Со временем это помещение превратится во что-то среднее между серверной и выставкой концептуального искусства, но именно такое насиженное и по-своему уютное местечко и будет «теплым» для ИТ-шника. И никто не будет мешать программировать, администрировать, конфигурировать и т.д.

Потенциальная ненормированность графика – позаботьтесь о том, чтобы люди могли попасть на свое рабочее место в любое время, и могли там не только работать, но и жить (в какой-то мере). Холодильник, СВЧ, питьевая вода, удобный туалет – обязательны. Наличие душевых, шкафчиков и стоянки для велосипедов – огромный плюс. В общем, что конкретно предложить своим ИТ-шникам зависит от вашей фантазии и возможностей, исходить же нужно из того, что они на работе живут. Например, подумайте про настольный теннис или дартс.

Быстрое развитие и смена технологий – предоставьте своим специалистам возможность развиваться и учиться: участие в конференциях, слетах, съездах и прочих тематических мероприятиях, курсы обучения (в том числе онлайн), участие в конкурсах и т.д. Если вы предоставите людям возможность развиваться, вам даже не придется ломать голову на какую еще конференцию их отправить, они сами будут говорить вам об этом.

Творческая работа – оставьте возможность творить, не загоняйте в шаблоны. Это не значит, что надо буквально копировать опыт Google, сотрудники которого могут тратить 20% своего времени на личные проекты. Но подумать над поощрением рационализаторства, возможности высказывать и обсуждать идеи, более гибкому отношению к ИТ-шникам все-таки надо.

Напоследок еще 2 совета из своего опыта работы:

  • Помимо помещения очень важны такие вещи, как удобство клавиатуры, мощность компьютера, размеры дисплея и т.д. Для ИТ-шников – это основные инструменты производства в большей степени, чем для кого бы то ни было.
  • В общение с ИТ-шником при приеме его на работу очень важно сразу включить руководителя профильного департамента – они быстрее найдут общий язык, поскольку разговаривают на одном.

Казалось бы все просто, но это если говорить об ИТ в целом. Например, специфика работы программиста отличается от специфики работы системного администратора, если перефразировать «ИТ ИТ рознь». Поэтому самый высший пилотаж при построении системы мотивации не просто учитывать специфику отрасли, но понимать и специфику работы конкретных специалистов в конкретной компании. А это уже нарабатывается только вместе с опытом.