Наши статьи

logo_2_ryada_cover

Неформальное общение руководителя с подчиненными

Понравилась статья? Нажмите кнопку "Нравится" и расскажите друзьям:

Анна Боднарчук, директор супермаркета лицензионного программного обеспечения «Софткей-Украина»

Представьте себе такую атмосферу в рабочем коллективе: все общаются друг с другом на  ты самым неформальным образом, милы и приветливы, при этом все задачи решаются в нужные сроки. Вне работы коллеги становятся друзьями, ходят в гости, проводят вместе досуг и отпуск. Идеальная ситуация? Конечно, но какому руководителю не хочется, чтобы все было именно так? При этом каждый руководитель вполне оправданно опасается, что
если он начнет панибратствовать со своими подчиненными, то это окажет самое негативное влияние на результаты работы. Сегодня вы переходите на ты, завтра пьете вместе пиво, а послезавтра в ответ на вопрос «А когда вы сделаете?..»
вас просто дружески хлопнут по плечу и скажут: «Да ты что, старик, мы же друзья! Куда  торопимся? Сделаем – потом когда-нибудь». Угроза потери лица Или потери авторитета. Чтобы его не терять, но при этом максимально приблизиться к описанной выше идеальной модели рабочей атмосферы, надо сначала разобраться, для каких видов авторитета неформальные отношения с подчиненными наиболее опасны:

  • Авторитет квалификации – основан на знаниях и навыках руководителя в предметной  области. У руководителя, обладающего таким авторитетом, риск стать жертвой неформальных отношений в коллективе невелик, т. к. все равно за советом будут обращаться именно к нему. Мож но привести простой при мер: опытный прораб на стройке Василич; с ним согласовывают все нюансы, которые по инструкции должны согласовываться с высшими инстанциями.
  • Моральный авторитет –  основан на личных качествах, жизненной позиции и т. д. Это своего рода душа компании, пример для подражания, неформальный лидер, иногда даже кумир. Таких руководителей мало, и неформальное общение с подчиненными не несет серьезного риска для их авторитета, даже наоборот.
  • Должностной авторитет – основан на номинальной руководящей должности. Как легко догадаться, именно этот тип авторитета более всего рискует быть разрушенным  неформальными отношениями с подчиненными. Если руководитель обладает только должностным авторитетом, то это совсем не значит, что неформальные отношения в коллективе ему заказаны. Если систематически придерживаться определенных правил, накопленных с опытом, то и атмосфера на работе будет теплой, и лицо (авторитет) будет в порядке.

Этап «До прихода в коллектив»:

  1. Еще при устройстве на работу/повышении в должности важно выяснить все нюансы, связанные с коллективом. Кто неформальный лидер, кто новичок, кто «серая мышка», а кто «зажигает», кто хороший исполнитель, а кто полон идей. Это поможет вы строить линию поведения и обозначить потенциальную угрозу для авторитета.
  2. Руководителю важно четко определить свои полномочия – может ли он проводить ротацию внутри коллектива, и в каких рамках, увольнять (крайняя мера, но иногда без нее никак) и набирать людей. Лишний рычаг влияния (по мимо должности) никогда не помешает.

Этап «В коллективе»:

  1. Не давать поблажек. Неформальное общение не является помехой требовательности, поставили задачу – проконтролируйте выполнение в срок. Не выполнено?
    Накажите. Одна единственная поблажка (в особенности любимчику) может разрушить весь нажитый непосильным трудом авторитет.
  2. Играть с дистанцией. Дистанция с подчиненными – это не константа, в рабочие моменты она может увеличиваться, во время неформального общения сокращаться.
    Главное, чтобы подчиненные привыкли к таким изменениям, и понимали, когда руководитель – Саша, а когда – Александр Васильевич.
  3. Не жалеть никого, начиная с себя. Избирательность в отношениях и появление любимчиков не вяжутся с авторитетом. Для подчиненного авторитетность руководителя во многом зиждется на представлении о справедливости. Если равенства в коллективе по

вине руководителя нет, то весь авторитет вылетает в трубу. Как не потерять авторитет,
более-менее понятно. А вот как его завоевать, если пока еще нет нужных знаний и опыта в предметной области или харизмы? Воспользоваться самым важным правилом – подавать личный пример всегда и во всем. Сотрудники, убедившись, что перед ними ответственный
руководитель, который сам работы не боится, быстро проникнутся к нему уважением. А от уважения до авторитета – всего один шаг.